РБ 049-09 «Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 7 августа 2009 г. № 690
"Об утверждении и введении в действие руководства по безопасности "Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении"

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 г. прилагаемое руководство по безопасности "Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении" (РБ-049-09).

И.о. руководителя

Б.А. Красных

Руководство по безопасности
"Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении"

РБ-049-09

Введено в действие
с 1 сентября 2009 г.

Содержание

I. Назначение и область применения

II. Обращение с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов

III. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов

IV. Вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с радиоактивными отходами, включающей Теченский каскад водоемов

Пояснительная записка к проекту руководства по безопасности "Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении"

1. Основание для разработки проекта РБ

2. Цели и задачи разработки проекта РБ

3. Область нормирования

4. Научно-технический уровень проекта РБ

5. Взаимосвязь с другими НД

6. Сведения о рассылке на отзыв

7. Источники информации

I. Назначение и область применения

1. Настоящее руководство по безопасности носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

2. Руководство по безопасности содержит рекомендации по реализации требований, федеральных норм и правил, определяющих критерии и принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО) в части представления информации для оценки безопасности обращения с РАО Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении.

II. Обращение с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов

3. Теченский каскад водоемов (далее - ТКВ) представляет собой совокупность объектов, включающих специальные промышленные водоемы (В-3, В-4, В-10, В-11, их гидротехнические сооружения, правобережный и левобережный обводные каналы), расположенные в границах санитарно-защитной зоны организации, эксплуатирующей ТКВ.

4. К РАО ТКВ относятся РАО, содержащиеся в воде и в донных отложениях, а также жидкие технологические отходы, образующиеся в результате текущей производственной деятельности предприятия, и жидкие нетехнологические отходы, образующиеся в результате взаимодействия поверхностных и подземных вод с радиоактивным загрязнением территории промышленной площадки, технологических участков, коммуникаций, сформировавшихся в первые годы работы предприятия.

5. Обращение с РАО ТКВ в настоящее время включает:

организованное и контролируемое размещение жидких РАО в ТКВ (прием РАО) и содержание РАО в ТКВ при поддержании условий обеспечения безопасности (хранение РАО);

проведение работ по стабилизации уровня воды в ТКВ;

проведение всего цикла работ, от опытных до промышленного внедрения технологии переработки жидких низко активных отходов, с целью прекращения приема РАО в ТКВ;

проведение работ по снижению фильтрационных поступлений радиоактивных веществ за счет естественных фильтрационных процессов из ТКВ в открытую гидрографическую сеть (река Теча);

проведение технического контроля состояния водоемов Теченского каскада и гидротехнических сооружений;

проведение радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;

проведение мониторинга окружающей среды;

проведение мероприятий по экологической реабилитации территорий, прилегающих к ТКВ.

6. С целью определения необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется не реже одного раза в год или чаще проводить анализ текущего уровня безопасности ТКВ, а также, в случае существенных изменений природных условий, состояния и характеристик ТКВ, актуализировать прогнозный расчет для оценки безопасности ТКВ.

III. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов

7. Безопасность при обращении с РАО ТКВ следует обеспечивать с учетом следующих принципов:

предотвращение облучения персонала и населения выше уровней, установленных нормами радиационной безопасности;

ограничение количества РАО, поступающих в ТКВ, на минимальном, практически достижимом уровне;

поэтапное сокращение и полное прекращение приема РАО в ТКВ;

обеспечение защиты персонала и населения в случае возникновения аварий при обращении с РАО ТКВ;

осуществление мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды.

8. С целью обеспечения безопасности при обращении с РАО ТКВ рекомендуется разрабатывать и проводить технические и организационные мероприятия, направленные на:

соблюдение требований эксплуатационной документации при обращении с РАО ТКВ;

осуществление радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;

соблюдение требований разрешительной и производственной документации при эксплуатации гидротехнических сооружений ТКВ;

соблюдение требований санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии порядка обращения с РАО требованиям санитарных правил;

не превышение установленных эксплуатирующей организацией нормативов приема РАО в ТКВ;

снижение фильтрационных поступлений и поддержание стабилизации уровня водоемов ТКВ на обоснованном в проекте оптимальном уровне;

вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей водоемы ТКВ;

соблюдение требований документации по защите персонала и населения в случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций при обращении с РАО ТКВ.

9. С целью ограничения образования РАО, поступающих в ТКВ на минимальном практически достижимом уровне, и поэтапного сокращения приема РАО в ТКВ рекомендуется ежегодно пересматривать и обосновывать нормативы поступления РАО в ТКВ.

10. В состав документации, обосновывающей безопасность при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется включать:

характеристику поступающих РАО:

а) объем поступающих отходов;

б) химический состав;

в) значение суммарной активности;

г) радионуклидный состав, значения удельной альфа- и бета-активности;

радионуклидный и химический состав воды и донных отложений водоемов ТКВ;

параметры состояния водоемов ТКВ, включающие:

а) уровень воды в водоемах;

б) результаты анализа проб воды из водоемов;

в) результаты анализа проб воды из каналов;

г) расход воды на водосбросах водоемов;

д) расход воды в каналах;

е) результаты осмотра гидротехнических сооружений;

ж) уровень воды в пьезометрах;

периодичность технического контроля состояния водоемов ТКВ;

виды радиационного контроля при обращении с РАО, контролируемые параметры;

периодичность радиационного контроля при обращении с РАО;

технические средства обеспечения радиационного контроля при обращении с РАО.

11. С целью получения необходимой информации для достоверной оценки и прогнозирования изменения уровня безопасности при обращении с РАО рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг состояния ТКВ и окружающей среды.

12. Мониторинг следует проводить в соответствии с разработанной программой мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды, включающей:

объекты контроля (вода и донные отложения водоемов ТКВ; вода обводных каналов ТКВ; поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, почва, снег и биота в районе расположения ТКВ);

виды контроля (измерение мощности дозы гамма-излучения и плотности потока бета-частиц на поверхности почвы; определение удельных и объемных активностей радионуклидов в почве, атмосферном воздухе, воде и донных отложениях водоемов ТКВ; определение гидрологических и метеорологических параметров);

периодичность контроля;

контролируемые параметры;

технические средства контроля.

13. Контроль за гидродинамическим и гидрохимическим состоянием подземных вод следует осуществлять посредством стационарных режимных наблюдений за уровнем подземных вод и регулярного отбора и анализа проб из водоносного горизонта через систему наблюдательных скважин.

14. Режимную сеть контрольных скважин следует формировать с учетом следующих принципов:

равномерная и достаточная плотность скважин в районе влияния источников загрязнения;

наличие скважин за границами развития ореолов загрязнения, в пределах "фоновых" территорий, характеризующихся ненарушенными гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод;

выделение и создание участков детализации (сгущение скважин режимной сети) на периферии ореолов, где происходит формирование отдельных потоков загрязненных подземных вод по тектонически ослабленным зонам;

включение в режимную сеть скважин, техническое состояние и конструкция которых позволяют проводить опробование по всей мощности водоносного горизонта до относительного водоупора.

IV. Вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с радиоактивными отходами, включающей Теченский каскад водоемов

15. Выводу из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ, предшествует полное прекращение приема РАО в водоемы и стабилизация водного баланса, проведение комплексного инженерного и радиационного обследования и разработка:

концепции вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

программы вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

проекта вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

отчета по обоснованию безопасности вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ.

Пояснительная записка
к проекту руководства по безопасности
"Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении"

1. Основание для разработки проекта РБ

Руководство по безопасности разрабатывается согласно п. 1 Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (ПНТД-ОЯРБ/08).

Основанием для разработки РБ является техническое задание на разработку РБ, утвержденное заместителем начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой А.А. Лавриновичем 11 февраля 2008 г.

2. Цели и задачи разработки проекта РБ

Целью разработки руководства по безопасности "Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении" является разработка рекомендаций по оценке выполнения требований радиационной безопасности, направленных на обеспечение безопасности персонала и населения, а также охрану окружающей среды от влияния негативных факторов, возникших в результате образования Теченского каскада водоемов (ТКВ) и связанных с обращением с радиоактивными отходами (РАО) ТКВ при их переработке и хранении.

3. Область нормирования

РБ разрабатывается впервые.

Нормированию подлежат:

- обеспечение безопасности при обращении с РАО ТКВ;

- вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ.

4. Научно-технический уровень проекта РБ

РБ разработано с учетом опыта по обращению с РАО ТКВ и анализа действующих нормативных документов по обращению с РАО.

5. Взаимосвязь с другими НД

РБ взаимосвязано с СП 2.6.1.70-04 "Требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности при эксплуатации специальных промышленных водоемов ПО "Маяк", введенных в действие с 1 февраля 2005 г., а также с нормативно-техническими документами системы Ростехнадзора, указанными в разделе "Источники информации".

6. Сведения о рассылке на отзыв

Проект окончательной редакции РБ был направлен в 4 организации:

1) Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

2) Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

3) Управления правового обеспечения и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

4) ФГУП ПО "Маяк".

Проект окончательной редакции был согласован без замечаний:

1. Управление правового обеспечения и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. № 02-18/1251 от 14.04.2009).

2. Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (исх. № 01-26/04-913 от 21.04.2009).

Проект окончательной редакции согласован с учетом замечаний:

1. Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой Ростехнадзора (исх. № 06-09/592 от 04.05.2009)

2. ФГУП ПО "Маяк" (исх. № ПТО-3578 от 24.04.2009)

Полученные замечания и предложения по проекту окончательной редакции РБ учтены. Документ подготовлен к утверждению.

7. Источники информации

1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.;

2. Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" № 3-ФЗ от 9 января 1996 г.;

3. Об использовании атомной энергии (с Изменением и Дополнением от 10.02.97 № 28-ФЗ) //Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ;

4. Нормы радиационной безопасности, НРБ-99;

5. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности, ОСПОРБ-99;

6. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.;

7. "Водный кодекс Российской Федерации", № 167-ФЗ от 16 ноября 1995 г.;

8. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами, СПОРО-2002;

10. Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами //INFCIRC/546, Вена МАГАТЭ, 1997 г.;

11. НП-016-05 "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла. ОПБ ОЯТЦ", Ростехнадзор;

12. НП-064-05 "Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии", Ростехнадзор.

Начальник ОБ ПТЦ НТЦ ЯРБ

Л.А. Кузнецов

Начальник лаборатории ОБ ПТЦ НТЦ ЯРБТ

О.Н. Ушанова

 

 

Текст документа и нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

 

Вверх