«На какой нормативной базе проектировать и строить международные аэропорты в России»

На какой нормативной базе проектировать и строить международные аэропорты в России

В.В. Ливитина, зам. начальника ФГУ «Главгосэкспертиза России»

Б.П. Мамонтов, зам. начальника отдела объектов транспортного комплекса

А.В. Митрошин, гл. специалист

В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» отмечается особая роль гражданской авиации, которая с одной стороны, является подотраслью транспорта, реализующей транспортные услуги, а с другой - осуществляет важнейшую функцию интегратора страны, обеспечивая транспортную связь между центром и отдаленными регионами, где наземные транспортные коммуникации либо отсутствуют, либо развиты чрезвычайно слабо. Следует отметить, что к таким регионам относится более 60 % территории России.

Для реализации поставленных в программе задач предусматривается обеспечение сбалансированного развития основных производственных комплексов аэропортов и наращивание производственных мощностей зданий и сооружений объектов наземной инфраструктуры. В 2002-2010 гг. намечено ввести в эксплуатацию 33 искусственные взлетно-посадочные полосы, 37 аэровокзалов общей пропускной способностью 38,4 тыс. пассажиров в час, складов горюче-смазочных материалов общей емкостью 590 тыс. м3, свыше 20 ангаров и ангарных корпусов для технического обслуживания и мойки воздушных судов. Должно быть завершено строительство новых комплексов аэропортов Омск (Федоровка) и Сыктывкар-2, осуществлены замена светосигнального оборудования в 27 аэропортах и строительство грузовых терминалов в 22 аэропортах.

Инвестиции, выделяемые за счет средств федерального бюджета, намечено направлять на реконструкцию объектов государственной собственности, а также на строительство и реконструкцию аэропортов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Приоритетное развитие должны получить аэропорты Московского авиационного узла, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и аэропорты, используемые в системе международных транспортных коридоров.

Наибольший объем проектной документации, рассмотренной ФГУ «Главгосэкспертиза России», приходится на долю проектов реконструкции ИВПП, мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек.

В результате экспертизы данного вида проектной документации было установлено наличие серьезной проблемы, присущей многим действующим аэропортам. Это повсеместное обводнение оснований существующих аэродромных покрытий (аэропорты городов Норильск, Домодедово, Пермь, Благовещенск, Якутск, Южно-Сахалинск, Магадан и др.), что свидетельствует об отсутствии или недостаточности действий аэродромных служб и руководства авиапредприятий по эксплуатационному содержанию водосточно-дренажных сетей. Проектировщикам было указано, что при разработке проектов реконструкции взлетно-посадочных полос и мест стоянок воздушных судов также не уделяется должного внимания решению проблем, связанных с обводнением аэродромной одежды и естественного грунтового основания.

Особо тщательной проработки требуют вопросы расширения существующих аэропортов, в том числе обоснование объемов воздушных перевозок и типов воздушных судов на расчетный срок, оценка эксплуатационных возможностей существующих сооружений аэровокзального комплекса.

Взлетно-посадочные полосы российских аэродромов построены в основном 20-30 лет назад и требуют значительных затрат на поддержание их эксплуатационных свойств, в связи с чем на указанные цели предусматривается приоритетное направление капитальных вложений за счет федеральных средств.

Наличие на покрытиях ИВПП разрушений и дефектов с положительной динамикой нарастания и непринятие мер по их сдерживанию и ликвидации ставят под угрозу эксплуатацию аэродромов и способны привести к приостановке работы крупных и важных авиапредприятий, в связи с чем при рассмотрении проектов реконструкции (восстановления) аэродромных покрытий ФГУ «Главгосэкспертиза России» уделяло особое внимание этим вопросам.

Вместе с тем необходимо отметить, что качество и конструктивная безопасность возводимых зданий и сооружений аэропортов зависят не только от квалификации и профессионального мастерства проектировщиков и строителей.

Строительство, как наиболее ресурсо- и материалоемкая отрасль экономики должно опираться на регулярно обновляемую базу нормативно-правовых документов. Нормативные документы, регламентирующие отдельные сферы строительного производства, следующие:

строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП, РНиП);

национальные и международные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, СТ СЭВ, ИСО);

пособия к СНиП и ГОСТ;

правила безопасности (ПБ);

санитарные правила и нормы (СанПиН);

гигиенические нормы (ГН);

правила и нормы противопожарной безопасности (ППБ, НПБ);

правила и инструкции по охране труда (ПОТ, ТОИ);

руководящие документы в строительстве (РД, РДС);

методические документы и указания в строительстве (МДС, МДК, МУ);

ведомственные нормы и правила (ВН, ВНП, ВНТП, ВСН, ВСП, ОСТ);

территориальные строительные нормы (ТСН, МГСН).

В существующей нормативно-технической документации даны требования, которые регламентируют весь процесс строительного производства: начиная с предпроектной проработки и инженерных изысканий, непосредственно проектирования и заканчивая возведением объектов или сооружений с их последующей эксплуатацией. Основой СНиПов являются принципиальные и обоснованные требования, направленные на обеспечение необходимой несущей способности и функциональной значимости зданий, строений и сооружений.

Естественно, что нормативно-техническая документация (НТД), разработанная 15-20 и более лет назад, несмотря на вносимые изменения, поправки и дополнения, постепенно устаревает. Появляются новые материалы и технологии, разрабатываются более прогрессивные подходы к использованию территорий на базе новой инфраструктуры, к градостроительству, строительству линейных сооружений и пр.

В этой связи вступивший в силу с 1 июля 2003 г. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» коренным образом изменил ситуацию в сфере обновления и разработки новой НТД для строительства, и в частности:

сегодня вся продукция должна подчиняться только трем нормативным документам - техническому регламенту, национальному стандарту, стандарту предприятий, причем два последних носят рекомендательный характер;

вызывает озабоченность п. 7 ст. 46 ФЗ, касающийся требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты на сегодняшний день не приняты, а старые прекращают свое действие;

минимизация требований, предъявляемых к безопасности строительства, при комплексном процессе возведения объекта (аналогичном выпуску штучной продукции на фабрике) в сложном многофункциональном организме строительной отрасли, где возможны нештатные ситуации, приведет к негативным последствиям;

в силу императивности большинства положений ФЗ часть законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся сферы применения ФЗ, противоречат его положениям в той или иной мере (некоторые положения ГК, УК, КоАП, а также законы РФ о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ряд постановлений Правительства РФ и др.).

Необходим четкий порядок определения перечня требований, подлежащих обязательному исполнению в переходный период (01.07.2003-01.01.2010 гг.).

К сожалению, по состоянию на 1 июня 2007 г. ни один технический регламент в области строительства не прошел все стадии согласования, принятия и утверждения в установленном порядке. Принятый Федеральный закон от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» внес определенные положительные коррективы, в частности: введено понятие «свод правил» с соответствующим определением, которым легализованы СНиПы, СанПиНы, ВСНы и т.д.; предусмотрено, что технические регламенты могут приниматься либо федеральным законом, либо постановлением Правительства РФ; уточнен порядок финансирования за счет средств федерального бюджета работ по реализации положений данного ФЗ и др. К сожалению, ФЗ предписана до 1 января 2010 г. разработка только одного строительного регламента - «О безопасности зданий и сооружений».

Поскольку юридически закон «О техническом регулировании» не отменил ни одного СНиПа, то сегодня проектировщики, эксперты и строители работают по действующей нормативной базе. Так, в соответствии с п. 1 ст. 46 закона обязательному исполнению подлежат СНиПы, принятые Госстроем России в 2001-2003 гг. и ранее.

Старая система СНиПов работает с провалами и сбоями, вызванными чисто историческими причинами. Отклонения от норм вызваны тем, что в целом ряде случаев работать строго по действующим СНиПам практически нельзя. Устарели не только отдельные нормы и целые документы, но и сам состав нормативной базы. СНиПы неадекватны новым условиям как тип нормативного документа; для простых объектов они слишком подробны и, наоборот, слишком общи для сложных и опасных объектов. Старый подход к разработке нормативных документов не успевает за новыми технологиями и решениями. Поэтому в течение ряда лет многие положения СНиПов применяются строителями и органами надзора выборочно, по договоренности, что приводит к потерям материальных и финансовых ресурсов, а в некоторых случаях и к гибели людей.

Следует отметить и определенные позитивные изменения, внесенные законом от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ, которыми, в частности, установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов правительство и федеральные органы исполнительной власти в целях, соответствующих целям принятия регламентов, и в пределах своих полномочий могут вносить изменения в ранее применяемые нормативные правовые акты. Хотя и здесь могут возникнуть неясности с полномочиями и условиями, аналогичными требованиям и порядку разработки регламентов.

Каков же выход из данной ситуации? Принять за основу европейские нормы и стандарты нет оснований, так как, даже по отзывам крупных европейских ученых, нормативная база строительства в бывшем СССР и сегодня в России является наиболее проработанной и надежной. Значит, следует модернизировать национальную нормативную базу с учетом эффективных критериев, заложенных в европейские нормы и стандарты.

Чрезвычайно актуально решение данной проблемы и для сферы модернизации и строительства новых российских аэропортов.

К сожалению, в этой области, где в последние годы наблюдается нарастание количества аварий, обновление нормативно-технической базы еще не развернуто. В силу хронического недофинансирования и поредевшей армии проектировщиков обновлением нормативных документов заниматься практически некому.

Специалисты ФГУ «Главгосэкспертиза России» при рассмотрении документации из года в год отмечают все большее снижение качества проектной документации. Что же необходимо сделать в подобной ситуации? Естественно, не пытаться глобально решить в аэропортостроении все проблемы сразу, а сосредоточить усилия проектировщиков, экспертов и строителей на первоочередных задачах. В том числе:

разработать структуру нормативных документов в сфере аэропортостроения, которая предусматривала бы использование отдельных документов Организации международной гражданской авиации (ИКАО) в качестве национальных нормативных документов;

гармонизировать документы ИКАО в качестве национальных нормативных документов;

в соответствии с принятой структурой составить план разработки и переработки отечественных норм и правил с обеспечением необходимого финансирования;

вводить в действие новые нормативно-правовые документы по мере их разработки.

БСТ, №  10, 2007 г.

 

Вверх