Постановление 839-ПП «О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года»

Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 839-ПП

О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года

(с изменениями от 13 апреля 2010 г.)

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2004 г. N 808-ПП "О ходе реализации Генерального плана развития города Москвы за 2003 год и задачах градостроительного развития Москвы" Москомархитектурой и ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" разработана схема развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года (далее - схема).

Реализация схемы должна способствовать формированию города Москвы как одного из мировых культурных центров с полноценной инфраструктурой учреждений культуры районного и городского уровней, обеспечению культурного развития населения и наиболее полному удовлетворению культурных потребностей москвичей и гостей столицы, ликвидации диспропорции в развитии сети учреждений культуры и достижению комплексности культурного обслуживания населения.

Схема является основой для разработки среднесрочных отраслевых схем размещения объектов культуры на территории города Москвы, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, разработки проектов планировки территорий города.

В целях решения поставленных задач и реализации городских инвестиционных программ Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить схему развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года в следующем составе:

1.1. Основные положения схемы развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года (приложение 1).

1.2. Предложения по развитию и размещению объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года (приложение 2 - не приводится).

2. Установить, что среднесрочные отраслевые схемы размещения объектов культуры на территории города Москвы разрабатываются на основе предложений согласно приложению 2 (таблица 5).

3. Москомархитектуре:

3.1. При подготовке предпроектной и проектной документации, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, разработке проектов планировки территорий включать предложения по развитию и размещению объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года (приложение 2) как задание по планированию развития территорий.

3.2. В IV квартале 2007 г. по согласованию с Комитетом по культуре города Москвы разработать в пределах средств бюджета города Москвы, предусмотренных Москомархитектуре как государственному заказчику по плану типового проектирования:

- предложения по совершенствованию нормативов развития объектов культуры районного уровня обслуживания на территории города на основе проведения социологических исследований среди различных категорий населения;

- типовые проектные решения модульного типа для комплексного размещения объектов культуры в районах города.

3.3. Совместно с Комитетом по культуре города Москвы и префектурами административных округов города Москвы обеспечить реализацию предложений по развитию и размещению объектов культуры (приложение 2) при формировании среднесрочных отраслевых схем размещения объектов культуры на территории города Москвы, ежегодных адресных перечней объектов культуры для разработки градостроительной и предпроектной документации, формирования городских инвестиционно-строительных программ, проведения инвестиционных конкурсов.

4. Префектурам административных округов города Москвы:

4.1. Предусматривать в программах социально-экономического развития административных округов и районов города Москвы и градостроительных планах развития их территорий размещение объектов культуры в соответствии с приложением 2 к настоящему постановлению.

4.2. Совместно с Комитетом по культуре города Москвы в целях ликвидации имеющихся диспропорций в развитии сети учреждений культуры при разработке соответствующих программ в районах сложившейся застройки, в зонах комплексной реорганизации городских территорий, в районах новой застройки включать предложения о размещении и строительстве объектов культуры в соответствии с приложением 2 к настоящему постановлению.

5. Комитету по культурному наследию города Москвы совместно с Комитетом по культуре города Москвы во II квартале 2007 г. сформировать и представить на утверждение Правительства Москвы перечень объектов недвижимого культурного наследия, относящихся к категории объектов культуры, для проведения необходимых мероприятий, связанных с их содержанием и использованием, с указанием источников финансирования и сроков, а также ответственных за реализацию данных мероприятий.

6. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и Ресина В.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2007 г.

 

Мэр Москвы                                 Ю.М. Лужков

Приложение 1

Основные положения схемы развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года

Схема разработана Москомархитектурой и ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" c учетом предложений Комитета по культуре города Москвы, исследований Московского института социально-культурных программ и Центра экологических проблем сохранения наследия и экспертизы региональных программ и проектов Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева в области прогнозируемых направлений развития отрасли "Культура" города Москвы до 2020 года.

Схема является базовым документом для разработки среднесрочных отраслевых схем размещения объектов культуры на территории города Москвы, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, проектов планировки территорий города, программ социально-экономического развития административных округов и районов города Москвы в части развития сферы культуры и искусства на период до 2020 года.

Стабилизация экономической и социокультурной ситуации в Москве, устойчивая положительная динамика развития отрасли "Культура" за последние годы обусловили возможность перехода от среднесрочного программирования к разработке долгосрочной стратегии развития сферы культуры и искусства.

При разработке схемы применен программно-целевой метод планирования, учитывающий различные факторы, которые оказывают влияние на развитие отрасли, обеспечена преемственность со среднесрочной городской целевой комплексной программой "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" и сопряженность с федеральной целевой комплексной программой "Культура России (2006-2010 годы)".

Схема развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года разработана в целях:

- развития в Москве полноценной инфраструктуры учреждений культуры города для повышения культурного уровня населения и разнообразия услуг в досуговой сфере;

- формирования Москвы как культурного центра России и одного из мировых культурных центров для поддержки в условиях многонационального мегаполиса различных форм культурного обмена и сотрудничества, развития межрегиональных и международных культурных связей Москвы, создания единого межевропейского и мирового культурного пространства, повышения авторитета Москвы как центра профессионального образования международного уровня.

Основными задачами схемы развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года являются:

- обеспечение сохранности историко-культурного наследия города Москвы: российского репертуарного театра, классической школы музыкального исполнительского мастерства, уникальных музейных коллекций, архивных материалов и библиотечных фондов, памятников истории и архитектуры;

- комплексная модернизация и развитие полноценной инфраструктуры системы учреждений культуры для создания благоприятных условий повышения культурного уровня населения, увеличения видов и качества оказываемых ими услуг, в том числе развития сети объектов районного уровня, осуществляющих культурные, образовательные и досуговые функции для всех категорий населения, в непосредственной близости от жилых кварталов;

- устранение неравномерности и диспропорций в развитии социально-культурной инфраструктуры в административных округах и районах города Москвы. Обеспечение приоритетного развития социально-культурной инфраструктуры в новых, особо отдаленных от центральной части города, жилых массивах;

- обеспечение развития новых типов объектов и учреждений культуры, соответствующих потребностям различных категорий населения;

- создание объектов культуры, способствующих расширению межрегиональных и международных культурных связей Москвы, повышению авторитета города как одного из мировых культурных центров.

Деятельность Правительства Москвы, направленная на реализацию приоритетных направлений культурной политики, за прошедшие 10-15 лет дала конкретные позитивные результаты: увеличение числа учреждений культуры, в том числе межрегионального и международного значения; развитие различных форм творчества - фестивалей, конкурсов, новых театральных постановок и музейно-выставочных проектов; рост числа посетителей музеев, театров, библиотек, парков и клубов; увеличение объема и видов услуг, оказываемых учреждениями культуры города.

В настоящее время в Москве функционирует 2139 объектов культуры (общей площадью около 6,0 млн. кв. м) различных организаций и форм собственности, в том числе: 1147 объектов районного уровня, 818 городского уровня и 174 уникальных объекта межрегионального и международного значения.

В структуру существующих объектов входят:

- на районном уровне - 433 библиотеки, 88 учреждений клубного типа, 138 учреждений дополнительного образования, подведомственных Комитету по культуре города Москвы;

- на городском уровне - 142 театра, 68 концертных залов, 286 музеев и выставочных залов, 14 парков культуры и отдыха, 80 библиотек, 113 объектов клубного профиля, 5 учреждений профессионального образования, 100 кинотеатров, прочие организации культуры;

- уникальные городские объекты культуры включают - 11 театров, 9 концертных залов, 45 музеев и выставочных залов, 14 библиотек, 6 клубных объектов, 26 учреждений профессионального образования, зоопарк, цирки, прочие организации.

Сеть объектов культуры размещена в городе неравномерно: с наибольшей концентрацией в Центральном административном округе - 17% объектов районного уровня, 54% объектов городского уровня и 67% уникальных объектов. В структуре сети городских объектов в Центральном административном округе наибольший удельный вес занимают музеи (24%), театры (21%), выставочные залы (21%), специализированные библиотеки (9%). Обеспеченность объектами районного уровня составляет 85 кв. м общей площади на 1000 жителей.

По районам города относительно равномерно размещены библиотеки и объекты клубной сети. Однако не во всех районах размещены детские музыкальные школы, художественные школы, школы искусств, выставочные залы.

В настоящее время полностью отсутствуют объекты дополнительного образования в 32 районах Москвы, в 28 районах отсутствуют клубы и центры досуга, в 4 районах - библиотеки.

Схема развития и размещения объектов культуры в Москве предусматривает следующее:

1. Развитие сети объектов культуры с формированием двух уровней обслуживания населения - районного и городского значения, различающихся видами деятельности и размещением в городе.

Районный уровень обеспечивает массовое приобщение различных категорий населения, особенно детей и молодежи, к культуре и искусству в повседневной жизни и жилой среде, семейное проведение досуга, возможность общения и удовлетворения культурных потребностей для маломобильных групп населения старшего возраста и лиц с ограниченными возможностями по месту проживания (в радиусе от 500 до 1500 метров пешеходной доступности от жилья).

Основные виды деятельности районного уровня: доступное начальное образование в сфере искусства для подрастающего поколения; доступные формы развития и реализации творческого потенциала москвичей; проведение досуга для различных категорий населения; предоставление библиотечного обслуживания, в том числе литературной, художественной, научной, правовой, муниципальной и других видов информации; создание условий для обучения и самообразования.

Городской уровень обеспечивает удовлетворение избирательных интересов населения в сфере культуры и искусства, проведение досуга, приобщение к городскому культурному и духовному потенциалу города Москвы, лучшим образцам мировой культуры, профессиональное и дополнительное образование и воспитание творческого поколения (в радиусе до 60 минут транспортно-пешеходной доступности).

Городской уровень обслуживания формируется сетью объектов культуры массового спроса и уникальных объектов культуры.

Основные виды деятельности объектов культуры массового спроса включают: предоставление доступной информации для обучения молодежи и повышение уровня профессионального обучения творчески активных групп населения; обеспечение массового проведения досуга москвичей с высокими культурными запросами и удовлетворение избирательного спроса на произведения культуры и искусства в области оперного, драматического искусства, балета, киноискусства, музыки, живописи, графики, архитектуры, литературы; повышение творческой активности москвичей в области непрофессиональной деятельности в сфере искусства и народного творчества, приобщение москвичей и гостей столицы к историко-культурным ценностям Москвы; обеспечение массового отдыха; проведение праздников в парках культуры и на общественных городских территориях.

Основными видами деятельности уникальных объектов культуры являются: проведение международных и всероссийских фестивалей, концертов, выставок, форумов, гастролей деятелей искусств мирового значения; просветительско-образовательные мероприятия, включая международные конкурсы молодых исполнителей и др.; развитие уникальных московских творческих коллективов и учреждений; профессиональное образование в сфере театральной деятельности, музыки, живописи, архитектуры, киноискусства и др.

2. Формирование типологии объектов культуры, выполненной с учетом запросов населения, многообразия культурной деятельности, развития новых форм учреждений культуры и искусства, дифференцированной по емкости, размещению в городской среде.

К типам объектов культуры районного уровня относятся:

- учреждения дополнительного образования детей и взрослых по различным видам искусств (до 6000 кв. м общей площади), в том числе детские музыкальные школы, художественные школы, школы искусств;

- учреждения клубного типа и территориальные клубные системы, в том числе: дома народных традиций и культуры, центры поддержки творческих инициатив (креатив-центры), многофункциональные досуговые центры, дома творчества (центры творческих индустрий), социокультурные центры, молодежные клубы (интерактив-центры), дома и дворцы культуры, клубы, культурные центры и центры досуга (от 250 до 2000 кв. м общей площади);

- библиотеки с развитием интеллект центров, в том числе детские (500-1000 кв. м общей площади);

- выставочные залы (от 500 до 1000 кв. м общей площади).

К типам объектов культуры городского уровня относятся: театры (музыкальные, драматические, театры для детей и др.); музеи краеведческого профиля, военно-патриотической и исторической направленности, мемориальные; многофункциональные учреждения клубного типа; парки культуры и отдыха; многозальные кинотеатры и объекты кинопоказа в составе общественных городских многофункциональных центров; образовательные центры по различным видам искусств.

К типам уникальных объектов культуры межрегионального и международного значения относятся: уникальные национальные объекты, демонстрирующие достижения культуры и искусства мирового уровня и размещаемые на общественных территориях общегородского значения, в том числе: культурно-развлекательные комплексы (музыкально-концертный, многозальный фестивальный кинокомплекс и др.), многофункциональный библиотечно-информационный центр (на базе ЦГПБ имени Н.А. Некрасова), специализированные объекты ("Детский парк чудес", авиакосмический экспоцентр, музейные комплексы, музеи-заповедники и др.).

3. Разработку принципов размещения объектов культуры в структуре города Москвы, предусматривающих:

- размещение объектов культуры районного уровня на жилых и общественных территориях с целью достижения нормативного уровня обеспеченности за счет интенсификации застройки жилых кварталов с использованием всех возможных видов резервов - надстройки существующих зданий, приспособления реконструируемых нежилых помещений; включения объектов социальной направленности в многофункциональные городские общественные центры, а также использования первых этажей существующих и строящихся жилых зданий;

- размещение массовых объектов культуры городского значения при развитии и реконструкции общественных территорий города с учетом объектов нового строительства и перспективной типологии объектов, в том числе преимущественное размещение перспективных типов отдельно стоящих объектов и объектов в составе многофункциональных комплексов в зонах формирования многофункциональных общественных зон вне 3-го транспортного кольца;

- размещение уникальных объектов культуры городского уровня на развиваемых общественных территориях ядра общегородского центра при формировании межмагистральных общественных зон вдоль 3-го транспортного кольца и на общественных территориях исторического ядра города в границах 3-го транспортного кольца в исторических парковых зонах, возможность строительства в границах исторического ядра исходя из морфотипов исторической застройки с обеспечением местами парковки в подземном пространстве в границах отведенного участка и освоение новых мест размещения городских объектов культуры с учетом перспектив развития многофункциональных общественных территорий системы общегородского центра, территорий природного комплекса.

4. Формирование приоритетных направлений развития сети учреждений культуры в городе, предусматривающих:

- по сети объектов культуры районного уровня: строительство до 2010 года 60 объектов культуры районного уровня, в том числе в 51 районе с нулевой обеспеченностью и в 9 районах с низкой обеспеченностью объектами культуры (музыкальные школы, художественные школы, школы искусств, учреждения клубного типа, библиотеки), реконструкция 35 объектов культуры районного уровня;

- по сети массовых объектов культуры городского уровня: на I очередь (до 2010 г.) - завершение строящихся и строительство 93 объектов культуры; на II очередь (2011-2020 гг.) - строительство 53 объектов культуры в административных округах, кроме Центрального административного округа (театры, культурно-досуговые комплексы, музеи и др.), реконструкция 103 объектов культуры городского уровня;

- по сети уникальных объектов культуры городского уровня: на I очередь (до 2010 г.) - строительство 9 уникальных объектов культуры (мемориального Музея истории флота, океанариума на Поклонной горе и др.); на II очередь (2011-2020 гг.) строительство 7 уникальных объектов культуры (музейный комплекс истории Москвы, многозальный универсальный кинотеатральный комплекс и др.), развитие музеев-заповедников "Царицыно", "Коломенское", "Влахернское-Кузьминки", "Лефортово", "Люблино" и др.

5. Новое строительство объектов культуры составит 5,3 млн. кв. м общей площади, в том числе по районному уровню 4,0 млн. кв. м, по городскому уровню 1,3 млн. кв. м общей площади, из них массовых объектов - 0,7 млн. кв. м, уникальных - 0,6 млн. кв. м.

На I очередь (до 2010 г.) новое строительство составит 2,2 млн. кв. м общей площади, в том числе 1,3 млн. кв. м по районному уровню и 0,9 млн. кв. м по городскому уровню, из них массовых объектов - 0,6 млн. кв. м и уникальных - 0,3 млн. кв. м.

 

"Развитие объектов культуры в городе Москве"

 

"Предложения по развитию объектов культуры районного уровня"

 

"Предложения по размещению объектов культуры городского уровня (массовые объекты городского значения)"

 

"Предложения по размещению объектов культуры городского уровня (уникальные объекты межрегионального и международного значения)"

 

"Предложения по развитию объектов культуры и искусства районного уровня"

 

"Предложения по развитию объектов культуры дополнительного образования районного уровня"

 

Вверх